Новое в законодательстве о выборах

 Федеральным законом от 29.05.2023 № 184-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В целях реализации избирательных прав и права на участие в референдуме для лиц, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами их избирательного округа, округа референдума, предусматривается возможность формирования специальных (экстерриториальных) участковых комиссий.

Закрепляется обязанность зарегистрированного кандидата в случае появления у него судимости представить в зарегистрировавшую его избирательную комиссию сведения об указанной судимости в письменной форме.

Также совершенствуются нормы, касающиеся правил проведения агитации.

Закрепляется, что агитационные материалы, в том числе предвыборные программы кандидатов, не должны содержать в себе не только призывы к совершению действий, подпадающих под признаки экстремизма, но и по своему собственному содержанию не должны подпадать под иные признаки экстремизма. Помимо этого, также закрепляется запрет агитации на заблокированных ресурсах в сети Интернет.

В целях оптимизации избирательных процессов предусматривается проведение досрочных, повторных и дополнительных  выборов глав муниципальных образований и выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в единый день голосования.

2.

Об избирательных правах граждан.

Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме — одно из основополагающих прав граждан Российской Федерации, закрепленных в Конституции РФ. Избирательные права граждан базируются на правовых принципах, закрепленных в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 67-ФЗ).

Так, согласно ч. 1 ст. 3, ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ гражданин Российской Федерации по достижении им 18-летнего возраста участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Граждане Российской Федерации равны в возможности осуществления избирательных прав, а значит, их реализация не может ставиться в зависимость от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Кроме того, избирательное право является прямым, что означает непосредственное голосование граждан «за» или «против» кандидата (списка кандидатов). Каждый гражданин РФ на выборах голосует свободно, то есть согласно своему внутреннему убеждению. Закон устанавливает недопустимость воздействия на свободное волеизъявление избирателей. В соответствии с законом граждане голосуют независимо от чьего-либо влияния тайно. Голосование по общему правилу проходит в специально оборудованных закрытых кабинах для голосования либо иных местах (в случае голосования вне помещений для голосования). Какое-либо воздействие на граждан не допускается.

Нарушение принципов избирательного права, а также основывающихся на них нормах законодательства является основанием для обращения граждан за защитой своих прав в компетентные органы, такие как избирательные комиссии, органы прокуратуры, суд.

  1. За нарушение избирательного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Глава 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает несколько составов административных правонарушений за нарушение избирательного законодательства.

Виновные лица за совершение административных правонарушений несут ответственность в виде штрафа, который варьируется в зависимости от субъекта правонарушения и вида совершенного правонарушения.

Статьями 5.8, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.16, 5.46 КоАП РФ предусмотрена ответственность при проведении предвыборной агитации.

Ответственность по указанным статьям предусмотрена за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, за привлечение к предвыборной агитации лиц до 18 лет, за изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением требований закона, за размещение материалов в местах, где это запрещено, за умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала, за подкуп избирателей и за подделку подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения кандидата.

Закон запрещает вывешивать (расклеивать, размещать) любые предвыборные агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, находятся помещения для голосования, а также на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени первого дня голосования.

Совершение указанных правонарушений повлечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 500 рублей до 20 тыс. рублей; на должностных лиц — от 2 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 20 тыс. до 500 тыс. рублей.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает более строгую ответственность за нарушения законодательства при осуществлении избирательных прав, работе избирательных комиссий и проведении выборов.

Статьями 141, 141.1, 142, 142.1, 142.2 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за:

— воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, в том числе вмешательство в их деятельность,

— нарушение порядка финансирования избирательной кампании,

— фальсификацию избирательных документов, подделку подписей избирателей или списка кандидатов,

— фальсификацию итогов голосования,

— незаконные выдачу и получение избирательных бюллетеней.

За совершение данных преступлений предусмотрены различные виды наказаний, в том числе штраф до 500 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов, принудительные работы или лишение свободы до 5 лет.

Подкуп, обман, принуждение, применение насилия, использование служебного положения, совершение преступления в группе лиц по предварительному сговору влекут назначение более тяжкого наказания.

Уголовная ответственность за совершение указанных преступлений предусмотрена в отношении лиц, достигших 16-летнего возраста.

  1. Публичные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации влекут привлечение к ответственности

 Текст

Статьей 20.3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

Размер административного штрафа для граждан составляет от 30 тыс. руб. до 60 тыс. руб., для должностных лиц – от 60 тыс. руб. до 100 тыс. руб., для юридических лиц – от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

Эти же действия, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), влекут наложение штрафа на граждан в размере от 70 тыс. руб. до 100 тыс. руб., на должностных лиц – от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб., на юридических лиц – от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

Дела по таким административным правонарушениям возбуждаются прокурорами, а рассматриваются по существу районными (городскими) судами.

Повторное совершение данного деяния в течение года после привлечения к административной ответственности влечет привлечение к уголовной ответственности по статье 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что непосредственное совершение действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, влечет привлечение к уголовной ответственности с назначением наказания в виде лишения свободы на срок от 6 до 10 лет (ст. 280.2 УК РФ).

5. Ответственность за ложное сообщение об акте терроризма.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма — это уголовно-наказуемое деяние террористической направленности, ответственность за которое предусмотрена ст.207 УК РФ и наступает с 14-ти летнего возраста.

Подобное сообщение влечет дезорганизацию деятельности органов власти и социальной инфраструктуры, отвлечение сил охраны правопорядка на проверку ложных сообщений и, как следствие, причинение материального ущерба. При этом не имеет значения в какой форме (устно, письменно, анонимно или с указанием авторства), а также каким способом (по телефону, через Интернет, и т.д.) направлено сообщение адресату.

Преступление признается оконченным с момента получения сообщения адресатом, которым не обязательно являются правоохранительные органы. Оно может быть передано в само учреждение или организацию, на чью нормальную работу стремиться повлиять виновный.

Санкция ст. 207 УК РФ в качестве максимального наказания предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.

Наказание за совершение указанного преступления предусмотрено, в том числе в виде лишения свободы на срок до десяти лет. Также с виновного подлежит взысканию материальный ущерб, связанный с работой специальных служб и убытки, понесенные иными организациями.

6.  Деятельность органов прокуратуры по противодействию терроризму и экстремизму.

Сегодня государство немалое внимание уделяет борьбе с экстремистской идеологией. Часто приходится слышать о недопустимости экстремизма как одного из наиболее опасных явлений в обществе.

У такого понятия как экстремизм либо экстремистская деятельность (данные термины тождественны) объёмное определение, поскольку включает в себя более 10 конкретных видов действий, некоторые из них, так или иначе связаны между собой.

К ним относится, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также совершение преступлений по мотивам указанной ненависти или вражды;

— пропаганда превосходства либо неполноценности человека, а также нарушение прав граждан по указанным выше признакам;

— воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав, соединенное с насилием либо угрозой его применения.

Термины экстремизм и терроризм соотносятся как общее и частное, где частное — это терроризм, как наиболее опасное проявление экстремизма, сопряженное с совершением насильственных действий или устрашением населения.

Государственные органы обладают различными полномочиями в сфере противодействия экстремизму, форма и порядок их реализации зависит от конкретного содержания информации, обладающей признаками экстремизма.

Например, органы прокуратуры обладают исключительными полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 20.33 КоАП РФ (участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности).

Другим направлением деятельности органов прокуратуры является обращение в суд с исковым заявлением о признании информации экстремистской или запрещённой к распространению на территории РФ.

В частности, к такой информации могут относиться комментарии пользователей в социальных сетях, носящие экстремистский характер, рецепты изготовления взрывчатых устройств, демонстрация свастики.

Законодательством также предусмотрен внесудебный порядок ограничения доступа к ресурсу, содержащему противоправную информацию.

Так, внесудебный механизм пресечения доступа применим к информации, содержащей:

  1. призывы к массовым беспорядкам;
  2. призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

3) призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;

4) ложные сообщения об актах терроризма и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений;

5) обоснование или оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности;

6) информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой на территории Российской Федерации признана нежелательной/запрещена.

В случае обнаружена вышеуказанной информации в общем доступе, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам в случае ее не удаления.

7. Вступили в силу изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Федеральным законом от 13.06.2023 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» уточнены требования охраны атмосферного воздуха при осуществлении градостроительной деятельности, обращении с отходами производства и потребления.

Определено, что производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха является частью производственного экологического контроля и его осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, на которых расположены источники выбросов.

Для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, величина выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается разрешением на временные выбросы, комплексным экологическим разрешением или указывается в декларации о воздействии на окружающую среду.

Не требуются получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах III и IV категорий.

Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением предельно допустимых выбросов на объектах II и III категорий требуется получение разрешений на временные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I, II и III категорий указываются в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

  1. Разъяснение законодательства о недрах.

 

           «Федеральным законом от 29.12.2022 № 598 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» внесены изменения в части уточнения случаев, когда пользование недрами осуществляется без получения лицензии на пользование недрами.

           Согласно действующей с 29.12.2022 редакции ст. 11 Закона «О недрах» пользование недрами осуществляется без получения лицензии на пользование недрами в следующих случаях:

— осуществление регионального геологического изучения, государственного мониторинга состояния недр государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, на основании государственного задания в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 10.1 Закона;

— осуществление контроля за режимом подземных вод без геологического изучения, разведки и добычи подземных вод».

9. Обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов с помощью электронного сертификата.

Электронный сертификат – это определенная государством сумма (электронный цифровой счет в специальной платформе), которую получатель социального изделия может самостоятельно потратить на приобретение средства реабилитации в магазинах из перечня, который будет представлен на сайте соответствующей государственной информационной системы

Таким образом, не только упрощается процедура реализации социальной гарантии, поскольку из нее исключается процесс государственной закупки и передачи ТСР инвалиду, но и сам получатель социальной гарантии становится участником принятия решения об оплате — перечислении денег поставщику (производителю) ТСР. Решение о приобретении ТСР с использованием электронного сертификата принимается уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней (если вы нуждаетесь в оказании паллиативной медицинской помощи — в течение трех рабочих дней) со дня поступления вашего заявления.

Информирование о формировании электронного сертификата и содержащихся в нем сведений осуществляется посредством выдачи уполномоченным органом выписки из реестра электронных сертификатов на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такая выписка выдается бесплатно. Использование электронного сертификата при оплате ТСР обеспечивается посредством банковской карты, указанной в заявлении и сведения о которой содержатся в электронном сертификате. Если стоимость ТСР превышает определенную в установленном порядке предельную стоимость, то придется оплатить разницу в стоимости за счет собственных средств заявителя. При этом заявитель вправе отказаться от приобретения ТСР с использованием электронного сертификата в течение срока его действия путем подачи в уполномоченный орган обращения в письменной форме и воспользоваться иными способами обеспечения ТСР.

10. Ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ закреплена в главе 25 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) — преступления против здоровья населения и общественной нравственности.

В указанной главе в статье 228 предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Санкция данной статьи предусматривает наказание вплоть до 15 лет лишения свободы.

Статье 228.1 предусмотрена уголовная ответственность за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Санкция данной статье предусматривает наказание до 20 лет лишения свободы.

Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за:

— нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.2 УК РФ);

— незаконные приобретение, хранение или перевозку прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозку растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.3 УК РФ);

— незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.4 УК РФ);

— хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ);

— контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ);

— склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ);

— незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК РФ);

— организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 232 УК РФ);

— незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ);

— незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ) и т. д.

Необходимо отметить, что практически по всем указанным статьям предусмотрено суровое наказание в виде лишения свободы на длительные сроки.

Кроме уголовной ответственности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) установлена административная ответственность за:

— незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 6.8 КоАП РФ);

— потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ);

— появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ);

— нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ (ст. 20.22 КоАП РФ).

Указанные статьи влекут ответственность в виде административного штрафа в размере до 5 тысяч рублей или административного ареста на срок до 15 суток.

  1. Что нового в порядке определения нуждаемости семьи в государственной социальной помощи?

 Текс      Федеральным законом от 24.07.2023 № 342-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

          При расчете нуждаемости в состав малоимущей семьи не будут включаться все родственники, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство с заявителем, — только супруги, несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети — студенты-очники в возрасте до 23 лет.

          Расширен перечень лиц, которые исключаются из состава семьи при расчете среднедушевого дохода. Кроме того, в доходах будут учитываться только суммы, получаемые членами семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной форме. Положения, касающиеся получения дохода в натуральной форме, исключены.

         При оценке нуждаемости доходы от предпринимательской деятельности будут учитываться за вычетом расходов. Заявление об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, теперь можно будет подать в электронном виде посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также через МФЦ.

  1. Ответственность за торговлю табачной продукцией в запрещенных местах.

        Действующим законодательством определены места, в которых запрещается розничная торговля табачной или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.

       Согласно ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрещается розничная торговля табачной или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах:

— на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

— на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

— на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

        Несоблюдение указанных требований предусматривает административную ответственность по ст. 14.53 КоАП РФ.

  1. Ответственность предусмотрена за ложное сообщение об акте терроризма.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма — это уголовно-наказуемое деяние террористической направленности, ответственность за которое предусмотрена ст.207 УК РФ и наступает с 14-ти летнего возраста.

Подобное сообщение влечет дезорганизацию деятельности органов власти и социальной инфраструктуры, отвлечение сил охраны правопорядка на проверку ложных сообщений и, как следствие, причинение материального ущерба. При этом не имеет значения в какой форме (устно, письменно, анонимно или с указанием авторства), а также каким способом (по телефону, через Интернет, и т.д.) направлено сообщение адресату.

Преступление признается оконченным с момента получения сообщения адресатом, которым не обязательно являются правоохранительные органы. Оно может быть передано в само учреждение или организацию, на чью нормальную работу стремиться повлиять виновный.

Санкция ст. 207 УК РФ в качестве максимального наказания предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.

Наказание за совершение указанного преступления предусмотрено, в том числе в виде лишения свободы на срок до десяти лет. Также с виновного подлежит взысканию материальный ущерб, связанный с работой специальных служб и убытки, понесенные иными организациями.

  1. Каким образом осуществляется объединение земельных участков.

           Согласно статье 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

             Вместе с тем, при объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.

Кроме того, при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки, а также при объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.

          Существуют случаи, в которых земельные участки допускаются и не допускаются к объединению. Так, не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу. Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

  1.  Возможно ли получить компенсацию убытков в случае ограничения органами власти права собственности на земельный участок?

Согласно пункту 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность возмещения в полном объеме, включая упущенную выгоду, подлежат убытков, причиненных, в частности, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5).

Существуют иные случаи ограничения прав собственников земельных участков, не урегулированные приведенными нормами. В вынесенном по результатам рассмотрения одной из жалоб постановлении Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что до внесения в законодательство необходимых изменений, основанием для возмещения убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав на землю органом государственной власти или органом местного самоуправления по причине правомерного установления или изменения зоны охраны объекта культурного наследия, является само наличие убытков, вызванных правомерными действиями этого органа.

По указанным основаниям собственник земельного участка, право собственности которого ограничено органами власти, имеет право на компенсацию понесенных убытков.

  1. Кто должен организовать ремонт уличного (дворового) освещения?

Исчерпывающий перечень имущества, составляющего общее имущество в многоквартирном доме, установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

В состав общего имущества сети наружного освещения придомовой территории не включены. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению действующее законодательство не содержит.

При этом, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа, в том числе и освещение улиц. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации)

  1. Какой порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания?

Приказом Минтруда России от 8 августа 2023 г. N 648 н установлен примерный порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, беженцам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги.

Необходимые гражданину виды социальных услуг, предоставляются в полустационарной форме при определении нуждаемости в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания является заявление, поданное в письменном или в электронной форме с использованием Единого портала госуслуг или информационно-телекоммуникационной инфраструктуры субъекта РФ.

  1. Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение правил благоустройству в зимний период? 

Очистка кровли от снега и наледи, которые представляют угрозу для здоровья и жизни граждан является одной из важнейшей задач благоустройства в зимний период. В целях предотвращения наступления несчастных случаев необходимо регулярно производить очистку крыш, а также уборку придомовой территории от снега и льда.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.

Очистка общедомового имущества жилых домов от снега и наледи, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, осуществляется управляющими компаниями и лицами, оказывающими услуги и выполняющими работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. Указанные работы, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», являются обязательными в рамках работ по содержанию жилья.

За ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме ст. 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 4 до 5 тысяч рублей,

на юридических лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей.

Кроме этого, в случае причинения вреда здоровью или имуществу гражданина он вправе взыскать его в судебном порядке в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

  1. Какие предусмотрены основания и условия применения конфискации транспортных средств при совершении преступлений? 

Статьями 264.1, 264.2, 264.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УК РФ) установлена ответственность за:

  • повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость;
  • нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами;
  • управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.

         В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации транспортные средства, принадлежащее обвиняемому и использованные им при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1, 264.2 или 264.3 настоящего Кодекса, подлежат конфискации, то есть принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства имущества виновного лица.

        В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12.12.2023 № 45 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2018 № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве» применение конфискации транспортных средств по ст.ст. 26412643 УК РФ является обязательной, но только в отношении тех, которые принадлежат обвиняемым на праве собственности, в том числе в общей собственности с другими лицами, в совместной собственности супругов.

         При этом факт принадлежности автотранспорта устанавливается судом в каждом конкретном случае на основе исследованных в судебном заседании доказательств (показаний свидетелей, документов, подтверждающих приобретение имущества, и др.) и с учетом положений п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым право собственности на транспортное средство возникает у лица, являющегося приобретателем, с момента передачи ему такого средства, а не с момента государственной регистрации уполномоченным органом.

       Подлежит также конфискации и тот транспорт, в отношении которого суду были представлены сведения об его отчуждении на основании заключенных сделок, однако они были опровергнуты и исследованными доказательствами подтверждена принадлежность транспортного средства обвиняемому.

      В случае невозможности конфискации автотранспорта в связи с его использованием, продажей или по каким-либо иным причинам (например, ввиду дарения, утраты, уничтожения), то суд обязан взыскать денежную сумму в размере соответствующей стоимости данного предмета, а при недостаточности средств рассмотреть вопрос о конфискации другого имущества, равноценного по стоимости.

     Одновременно с этим, в целях соблюдения баланса прав других заинтересованных лиц (например, сособственника, покупателя транспортного средства и т.п.) действующее законодательство (ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 119 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») предусматривает возможность в случае конфискации имущества при возникновении спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных в результате совершения исполнительных действий.

  1. Каковы пределы ответственности родителей, злоупотребляющих алкоголем и наркотическими средствами?

 Текст

 Поделиться

         Согласно ст. 69 Семейного Кодекса РФ, родитель, имеющий такие заболевания как хронический алкоголизм или наркомания, которые подтверждены соответствующими медицинскими документами, может быть лишен родительских прав.

        Частое бытовое пьянство относится к уклонению от исполнения обязанностей родителей и также является одним из оснований лишения родительских прав. Дела о лишении родительских прав рассматриваются судом с обязательным участием прокурора, вне зависимости от того, кем подан иск.

        Родители, лишенные родительских прав в соответствии со ст. 71 Семейного кодекса РФ теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

         Таким образом, злоупотребление спиртными напитками и употребление наркотических средств может повлечь лишение родительских прав, при этом родители, лишенные родительских прав, не освобождаются от обязанности по содержанию своих детей.

Разъяснения подготовила

старший помощник прокурора района                                            Н.В. Канатова